Бесславное приключение

Это сейчас на вершину Эльбруса затаскивают штанги, велосипеды, мотоциклы и даже пытались целую машину, ставят колонки и кричат о рекордно высокой диджей пати в Европе, рекорд рекордом погоняют, что только не вытворяют с Эльбрусом.  Но раньше трава была зеленее.

В 1977 году Виктор Овсянников, ленинградский альпинист, совершает первый полёт на дельтаплане с вершины Эльбруса. Первый и последний. Желающих повторить не нашлось.
И дело тут не столько в рекорде и словосочетании «первый полет», сколько в том, что это выглядит логично и понятно, точно также как съехать с вершины на лыжах или сноуборде, это органично, поэтому красиво.

Спустя 32 года мой друг, Дима Чижик решает, что сможет это сделать, повторить тот исторический полет, как бы пафосно это не звучало. Мы отправляемся в путь.

Тизер фильма

Здесь я не буду спойлирить, основные действо есть в док. фильме «Бесславное приключение», но он хоть и документальный, но не отражает всей реальности, многое скрыто и за кадром. Мне сейчас кажется, что он вышел серьезным, в то время как в реальности нас можно было описать как команду из алкоголиков, тунеядцев, бездельников, якобы спортсменов, тогда мы взяли с собой дельтаплан, параплан, бейс систему, кайт, горные лыжи, альп снаряжение, все что угодно, лишь бы не сидеть в офисе, а осуществить задуманное. Для меня до сих пор загадка, как мы умудрились не взять ещё с собой и байдарку.  Естественно, что половина из всего этого снаряжения была использована только единожды, а то и вовсе пролежала на дне машины, все же у нас был замысел – запустить Чижика с Эльбруса на дельтаплане.

Сама идея возникла вроде
как случайно:

Андрей вел группу коммерческих туристов на Эльбрус и позвал Чижика вторым гидом. Чижик не будь дураком, решил, что раз уж он поедет на Эльбрус, то можно и на дельтаплане с него слететь заодно. Паша идею горячо поддержал, хоть на дельтаплане лететь не хотел, зато там скалы отвесные, можно будет прыгнуть с парашютом с них, а то в городе уже и так опостылело со зданий прыгать, надо говорит и со скал.

Но раз уж затевается такой суп, то и я не переменно должен в нем участвовать с камерой в руках. Как в детстве говорят все мамы: «все побегут с крыши, и ты тоже побежишь?» Непременно, особенно с крыши!

Одна из сложностей нашего замысла состоит в том, что человек должен одновременно обладать хорошими навыками полёта на дельтаплане и быть не плохим альпинистом, это довольно редкое сочетание. Ну вот, видимо раз в 30 лет такой человек и рождается, сегодня у нас это Дима Чижик.
К этому можно добавить не стабильность погоды, уже приличная высота, требующая акклиматизации, необходимость затащить на вершину габаритный и не легкий дельтаплан, отсутствие нормальных мест посадок, их незнание.
Да и с площадкой старта на вершине тоже много вопросов, она слишком короткая и можно не успеть разогнаться, чтобы встать на крыло. Но тут Чижик заявил, что отпилил/укоротил на пополам горные лыжи и будет в них если что стартовать, чтобы быстрее разогнаться.

Не помню почему, но в то время, как Андрей уже вовсю акклиматизировал группу туристов перед восхождением на Эльбрус, а мы с Чижиком и Пашей были еще в Москве. Это означало, что сами мы не успеем толком акклиматизироваться, чтобы взойти с Андреем.
 Для меня с Пашей это было из серии: «ну и ладно, не особо и хочется на вершину, что там делать? Все равно потом туда дельтаплан тащить». Но Чижик, как второй гид, и чтобы не подвести Андрея обязан был там быть. Ну он и пошел, без особой акклиматизации. Мы же с Пашей только «проводили» их до скал Пастухова (4700 метров), предварительно сбегав на обсерваторию для акклема.

Плюс к этому, мы же все такие опытные и крутые, что никто из нас не взял с собой солнцезащитный крем. Лично я на моменте сборов подумал, что стрельну у друзей его. И на высоте, как ты не старайся защитить лицо «тряпками» от солнца, без хорошего (от 50 единиц) крема никак. Именно поэтому у нас в фильме лица у всех опухшие, как будто с бодуна постоянно.

Ратрак на Эльбрусе. Фото Андрей Громов

Мы провели на склоне Эльбруса три дня, в один из которых Андрей с Чижиком и завели группу туристов на вершину. Вернее, завел Андрей, а Чижику повезло: где-то на Косой полке двум клиентам стало плохо от горняжки, поэтому Чижик, как второй гид, начал их спускать «домой», а не пошел дальше на вершину.
Это его конечно спасло, но от страданий не уберегло: всю последующую ночь он блевал от недостатка акклиматизации, весь опух, и в общем-то выглядел как повидавший не одну жизнь бомж.

Но мне, в эти три дня на склоне, все же удалось покатать на лыжах. Летом! От скал Пастухова (4700м) и до Бочек (3800м). Правда ощущения, конечно, странные, из-за недостатка акклиматизации приходилось после каждых 100 – 150 метров останавливаться с дикой одышкой, отдыхать, ну и катить дальше. Просто закрыл гельштат, правда кайт так и пролежал в рюкзаке, доставать не решился на тот момент.

Подъем на Эльбрус. Фото Андрей Громов

На этом наша официальная программа с коммерческими туристами закончилась и дальше нас ждал дельтаплан, парашюты и снова Эльбрус, собственно, о чем и фильм. Я с Андреем снимал, ребята прыгали и летали – звучит просто, но на деле все шло с трением.
Для начала — нам просто не удалось договориться с начальником канатной дороги, чтобы он разрешил на ней поднять дельтаплан. С его слов, наша затея была опасной, и он не хотел быть к ней причастен, отвечать, как человек разрешивший поднять дельтаплан наверх.
Это значит, что нам придется разбирать дельтаплан, «тайком» затаскивать в кабинку канатной дороги, а на склоне снова собирать. Или с самого низа, от Азау тащить на себе до вершины, что весьма спортивно, но не очень-то и хотелось.

Для рядового альпиниста, Эльбрус — это простая гора, можно сказать высокий холмик, но одновременно и сложная гора. На ней по нерасторопности, самонадеянности или по «не погоде» легко погибнуть.

Вот, что говорит об этом Чижик в кусочке интервью, которое не вошло в фильм:

«Мы когда первый раз ходили, втроем на Эльбрус (13 лет назад), у нас в тумане двое заблудились и уже под вечер вышли на соседний ледник с трещинами. И они всю ночь петляли по кругу, чтобы не заснуть, не замерзнуть и не уйти ни куда в трещины. То есть они нашли пяточек (5 на 5 метров), где можно безопасно ходить и всю ночь ходили. А утром увидели Приют и туда прибежали»

Но до того, как мы пойдем на сам Эльбрус с дельтапланом, нам надо было облетать местные склоны, по привыкнуть.

И в этом тоже состоял вызов для ребят — местность новая для них, что с посадками неизвестно, никто до них здесь не летал, но друзья Паши прыгали БЕЙС возле поселка Былым. Поэтому прыгать и летать решили тоже там.

Было смешно, как мы все вчетвером, в тумане ходили «по краю» обрыва, высматривали и пытались найти для Паши место безопасного старта, чтобы прыгнуть с парашютом со скалы. Там должен был быть козырек, чтобы стена резко обрывалась. Дошло до того, что Паша звонил своим друзьям и пытался по их словесному описанию найти эту точку. Мы были ежики в тумане.

До этого я никогда не был на Эльбрусе и особо не стремился туда, мы тогда только начинали лазать стены и такие вершины как Эльбрус казались нам не интересными со спортивной точки зрения. Но оказавшись там, ты видишь всю эту красоту, ледники, зеленые холмы, скалы и в общем-то уже и не нужно никаких спортивных целей, просто приятно находиться здесь, в этой природе. Но глаз цепляется за ледник, и ты сразу думаешь, мечтаешь, что вон там модно пройтись на скитуре между трещинами, а вот здесь можно даже попробовать поднять кайт и на нем пойти. Полет мысли, мечтаний среди зеленых лугов и такого большого неба.

Склоны возле поселка Былым

Фильм достаточно долго мариновался, изначально он был целых 30 минут. Потом, спустя год я его посмотрел с друзьями, выслушал критику и сократил до 20 минут. Ну а сегодня, это и вовсе счастливые 12 минут 22 секунды.